Новая Х-машина проедет везде

"Вблизи треножник показался мне еще более странным; очевидно, это была управляемая машина. Машина с металлическим звонким ходом, с длинными гибкими блестящими щупальцами (одно из них ухватилось за молодую сосну), которые свешивались вниз и гремели, ударяясь о корпус. Треножник, видимо, выбирал дорогу, и медная крышка вверху поворачивалась в разные стороны, напоминая голову. К остову машины сзади было прикреплено гигантское плетение из какого-то белого металла, похожее на огромную рыбачью корзину; из суставов чудовища вырывались клубы зеленого дыма…"

Когда-то Герберт Уэллс в своем романе "Война миров" именно такой описал боевую машину прилетевших на Землю марсиан, объяснив ее конструкцию тем, что там, у себя на Марсе, марсиане почему-то не додумались до колеса. В его описании обращает на себя внимание "ловкость" марсианской машины, которая напоминает живое существо, поэтому-то и обладает такой потрясающей вездеходностью. Сегодня ставку на "ловкость" делает очередная разработка ДАРПА Ground X-Vehicle Technology — разработка, направленная на создание принципиально новых наземных машин будущего.

Но прежде чем говорить о чем-то новом, давайте посмотрим, а что именно не устраивает ДАРПА в машинах старого образца? А все! За последние 100 лет механизированной войны для защиты наземных боевых бронированных машин и их экипажа главным образом использовалась броня. Больше брони — больше защиты! Однако едва только очередная хорошо бронированная машина появлялась, как противник отвечал на нее новым орудием или реактивным снарядом и получалось, что "против лома нет приема". Как результат, для повышения живучести боевой машины требовался вдобавок мощный двигатель, из-за чего росла ее масса и стоимость. И вот теперь новая концепция живучести через "ловкость". Высокая скорость и маневренность позволят боевой машине избежать любых грозящих ей угроз. К чему навешивать на корпус тонны композита, когда легче уклоняться от снарядов?

Тенденция к появлению все более и более тяжелых и более дорогих мобильных боевых платформ, считают в ДАРПА, по сути дела, себя изжила. Она ограничивает возможность быстрого развертывания боевых сил на театре военных действий и выполнения боевых операций в различных условиях. Кроме того, большие транспортные средства ограничены в передвижении вне дорог, требуют более дорогостоящего материально-технического обеспечения, не говоря о том, что они намного сложнее для серийного производства и очень материалоемки. "Сегодня, — говорят американские военные, — нам нужны принципиально новые боевые машины!" А раз они так говорят, значит, ДАРПА будет над этим работать.

Сегодня это "пожелание" воплотилось в программу X-Vehicle Technology (GXV-T — "Технология наземной машины Х"), суть которой — преодолеть все эти проблемы и выйти на новые тенденции в разработке наземных транспортных и боевых машин для войны будущего. GXV-T — это разработка таких наземных транспортных технологий, которые бы позволили одновременно улучшить мобильность и живучесть боевых машин. Броня как панацея от всех бед должна будет отойти на второй план. Высокая мобильность — вот что, по мнению американских инженеров, более эффективно и экономно позволит действовать их машинам в самых разных и подчас непредсказуемых боевых ситуациях.

Впрочем, ничего особо нового они не открыли. Во всяком случае, концепцию мобильной обороны танков от авиации выдвинул еще их же соотечественник Уолтер Кристи в 1929 году. Тогда его танк-скороход, ставший позднее прообразом советских быстроходных танков серии БТ, развил на шоссе скорость в 119 километров в час, а по пашне двигался со скоростью 75 километров в час. Броня у него, правда, защищала экипаж только от пуль, но зато и попасть в него в то время на такой скорости было невозможно. "Мы создали танк, — писал Уолтер Кристи в своей рекламной брошюре, изданной в Англии, — который может уклоняться от атаки самолетов с воздуха". Он же предлагал создать и "летающий танк" со сбрасываемыми после приземления крыльями, но уровень тогдашней технологии не позволил воплотить его идею в металл. Ну, а сейчас дело другое, и, может быть, то, что не удалось Уолтеру Кристи, удастся его последователям?

Во всяком случае, Кевин Масси, руководитель новой программы ДАРПА, на это надеется: "Перед нами опыт развития авиации, которая за последние 60 лет сделала грандиозный шаг вперед. И почему бы нам не равняться на прогресс в этой области, если мы планируем проводить прорывные исследования, чтобы помочь сделать будущие боевые бронированные машины значительно более мобильными, эффективными, безопасными и доступными?"

Ознакомление потенциальных участников с техническими целями GXV-T, планируется провести в пятницу, 5 сентября 2014 года, в офисе ДАРПА, в городе Арлингтоне, штат Вирджиния. Список приоритетных улучшений для будущих машин включает в себя следующие требования по сравнению с современной боевой техникой, состоящей на вооружении:

— уменьшение размеров и веса транспортного средства на 50 процентов;

— сокращение экипажа — также на 50 процентов;

— увеличение скорости автомобиля (или танка — кто что выберет!) на 100 процентов;

— увеличение проходимости на местности на 95 процентов;

— уменьшение сигнатуры машины, которая позволяет противнику обнаруживать и транспортные, и боевые средства.

Программа предусматривает следующие четыре технических направления, в которых могут быть разработаны передовые технологии, отвечающие целям программы:

— повышение мобильности транспортных средств, то есть обеспечение возможности пройти по самому разнообразному бездорожью, в том числе по склонам и косогорам (При этом могут использоваться колеса, гусеницы, а также их гибриды. Кроме того, от новых машин требуется повышенная, по сравнению с существующими, маневренность, то есть желательно, чтобы им требовалось минимальное время и место для разворота.);

— "выживаемость через ловкость", то есть машина должна быть в состоянии перемещаться без ущерба для самой себя и своего экипажа по самой труднодоступной местности;

— использование самых современных способов маскировки в видимом, инфракрасном (ИК), акустическом и электромагнитном (ЭМ) диапазонах (То есть, попросту говоря, чтобы машина на местности была бы не видна, тепла не излучала и не являлась бы источником электромагнитного излучения, даже в том случае если у нее на борту установлен радар или компьютер, либо их влияние должно быть сведено к минимуму.);

— повышение осведомленности экипажа о состоянии систем машины, дороги и окружающей местности; полуавтономные системы помощи водителю и автоматизации ключевых функций в управлении транспортным средством, а также надежная "защита от дурака".

Предложения, которые выходят за пределы этих четырех направлений могут иметь место, если они так или иначе могут быть использованы в рамках программы. В ДАРПА особенно заинтересованы в нетрадиционных идеях, чтобы сделать реальный скачок в указанном направлении и одновременно развивать и другие технологии, которые потенциально могут улучшить выживаемость и мобильность будущих боевых бронированных машин.

Первый этап работы рассчитан на 24 месяца после первоначального контракта. Награды победителям планируется выплатить где-то в апреле 2015 года. Затем GXV-T программа планирует продолжить исследования, разработку, проектирование, тестирование и оценку того, что было разработано на первом этапе. После чего полученные в результате проекты будущих X-автомобилей станут понемногу воплощать в металл.

Актуальны ли подобные исследования? Ну, во-первых, если есть деньги, то актуальными могут считаться любые исследования, потому что даже полученный негативный результат — тоже результат.

Во-вторых, все видят, что характер военных действий сегодня очень изменился. На той же, например, Украине, а также в Ираке ополченцы и боевики прямо-таки с удивительной легкостью сегодня уничтожают танки и бронетранспортеры, причем не спасают их ни динамореактивная броня, ни различные самодельные экраны из садовых решеток. Даже гусеничные машины — и те все чаще воюют прямо на шоссе. То есть, их экипажи не желают сворачивать на пересеченную местность, а ведь совсем недавно танки воевали именно там. Но скорость современных танков для шоссе низка и ее необходимо повысить. Прорваться через бетонные блокпосты современные БТРы и танки не могут, уничтожить их тоже сил нет, а обойти с тыла и флангов не позволяют мины и расчеты ПТУРС и РПГ, которые так и норовят выстрелить им в борт.

В общем, очевидно, что принципиально новые машины действительно нужны, а если нужны, то значит, рано или поздно, но они появятся!

Читайте также:

США снова грозят звездными войнами

Рождение реального человека-паука не за горами

Заменит ли "умная пыль" "мыслящий тростник"?

"Живой" протез способен заменить руку?

10 проектов DARPA улучшают орудия убийства

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить