Названы сроки первого массового вымирания

Первое массовое вымирание живых организмов на Земле произошло на 100 миллионов лет раньше, чем принято считать. К такому заключению пришли недавно специалисты Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН и их екатеринбургский коллега Андрей Маслов. Также участие в исследованиях приняли эксперты Новосибирского госуниверситета (НГУ).

Вендобионты — первые жители Земли

За свою историю Земля пережила несколько периодов вымирания, когда с лица ее за относительно короткий срок исчезало сразу множество живых видов. Обычно это бывало связано с какими-то внешними причинами. Последний такой период имел место приблизительно 65 миллионов лет назад и повлек за собой гибель пресловутых динозавров.

Скорее всего, считают исследователи, причиной их исчезновения было столкновение Земли с крупной кометой, что привело к существенному изменению климата…

"На протяжении геологической истории планеты фиксируется пять крупнейших вымираний организмов, — прокомментировал завлабораторией палеонтологии и стратиграфии докембрия ИНГГ СО РАН Дмитрий Гражданкин. — Первым считалось ордовикско-силурийское вымирание, случившееся 450-440 миллионов лет назад. — Мы получили результаты, показывающие, что за 100 миллионов лет до этого, примерно 550 миллионов лет назад, произошло еще одно массовое вымирание живых существ. Мы назвали его "котлинский кризис", в ходе которого на планете бесследно исчезло целое царство живых организмов (вендской биоты)".

По словам Гражданкина, восстановление биосферы произошло 530 миллионов лет назад, но практически с нуля. По-видимому, это была единственная в истории земного шара катастрофа, когда вся пищевая цепочка, обеспечивавшая существование земных организмов, была уничтожена до самого основания. И если ранее в основе пищевой пирамиды находились бактерии, то теперь возникли водоросли и растения.

Существа, которых ученые называют вендобионтами, заселили Землю около 580 миллионов лет назад. Они не были похожи ни на одну существующую сегодня форму жизни. Эти животные размером от 1 до 1,5 метра состояли из множества трубочек. Жили они на мелководье, а в пищу употребляли слизь, которую производили сообщества бактерий. Но 30 миллионов лет спустя вендобионты исчезли с лица планеты. Что же с ними случилось?

О чем расскажет древний океан

550-530 миллионов лет назад уровень океана на Земле глобально понизился. Чтобы выяснить, связано ли с этим вымирание вендобионтов, новосибирские ученые в течение 10 лет изучали морские отложения в разрезах вдоль рек Южного Урала на территории Башкирии. 550-540 миллионов лет назад там располагался морской бассейн.

"Отсутствие ископаемых останков организмов в геологической летописи вовсе не означает вымирание вида, — рассказал Дмитрий Гражданкин. — Поэтому перед нами стояла задача найти морские отложения, некогда представлявшие, безусловно, благоприятную среду для обитания вендобионтов и способствующие сохранности их останков".

В процессе исследования отложений были обнаружены тонкие прослойки вулканических туфов (магматических пород, выброшенных при извержении), содержащие зерна цирконов. Датировка уран-свинцовым методом позволила установить точный возраст этих пород — они были сформированы 547 миллионов лет назад, то есть спустя 3 миллиона лет после того, как вендобионты предположительно вымерли.

Ученым удалось реконструировать древнейшую экосистему. Были найдены остатки разнообразных организмов, в частности, палеопасцихнид (крупных многокамерных организмов), отпечатки водорослей, а также следы передвижения первых животных, однако останков вендобионтов обнаружено так и не было.

"Несмотря на то, что на Южном Урале были благоприятные условия для жизни вендобионтов и хорошие условия сохранности, мы не находим здесь остатков этих существ, значит можно сделать вывод, что они действительно вымерли 550 миллионов лет назад", — делает вывод Гражданкин.

Уничтожили сами себя

Исследователь выдвинул гипотезу, почему вымерли тогдашние обитатели Земли. Катастрофу, по мнению Гражданкина, устроили сами первые животные, следы которых остались в отложениях. Кстати, судя по этим следам, появились они на 10 миллионов лет раньше, чем считалось до этого — 550 миллионов лет назад.

"Научившись зарываться в осадок, животные фактически уничтожили микробиальный субстрат, на котором жили вендобионты, — говорит ученый. — Таким образом, первые животные уничтожили мир вендобионтов и дали возможность сформироваться новой экосистеме".

Автор Ирина Шлионская