Ядерные оружейные лаборатории России: проблемы конверсии

Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" специалист по конверсии, кандидат экономических наук Сергей Моссаковский. Родился Сергей Юрьевич в 1959 году в закрытом городе Челябинск-70 (он же — Снежинск). В1982-1999 годах работал здесь в Российском Федеральном ядерном центре — Всероссийском научно-исследовательском институте технической физики им. академика Е.И. Забабахина (РФЯЦ-ВНИИТФ). В частности, в последние годы занимался вопросами, связанными с коммерциализацией технологий двойного применения, маркетингом, бизнес-планированием, созданием юридически самостоятельных конверсионных предприятий, анализом инвестиционных проектов, конверсией военного производства, рекламой и выставочной деятельностью, подготовкой и проведением переговоров с деловыми партнерами, PR . Сейчас занимается коммерческой деятельностью. Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" Андрей Лубенский задал Сергею Моссаковскому несколько вопросов.

- Одно время конверсия была модной темой. Но и сейчас не все, вероятно, хорошо понимают, что это, собственно, такое ? И как продвигается этот процесс в нынешних условиях?

- Наиболее дискутируемым в последнее время является вопрос: как реорганизовать структуру оборонного предприятия для наиболее эффективной деятельности в условиях рыночной экономики? Ранее принимаемая схема под названием "Конверсия", подразумевала — перевод оборонных предприятий на выпуск гражданской продукции — в этом бы и заключался простой ответ на Ваш вопрос. Так как конверсия не сопровождалась реструктуризацией оборонной отрасли, освоение гражданских проектов осуществлялось теми же методами, как и военные заказы. В связи с этим конверсия требовала громадных финансовых и временных затрат. В начале 90-х годов в России начинается переход к рыночным отношениям, а также резкое снижение объема военных заказов и финансирования конверсионных проектов. То, что конверсионная стратегия не учитывала рыночных механизмов, привело к тому, что военная отрасль, львиная доля выпускаемой продукции в которой была оборонного характера, оказалась неготовой к действиям на гражданском рынке. Большинство конверсионных проектов оказалось не завершено, а надежды на финансирование их завершения рыночными структурами оправдываются далеко не всегда. Отсутствие маркетинга в том виде, каким он должен быть, на начальной стадии реализации конверсионных проектов привело к тому, что эти проекты, а также выпускаемая гражданская продукция оказались не конкурентно способными на рынке (из-за неприемлемых цен, качества и др.). По этим же причинам оказалось затруднительным привлечь финансы рыночных (коммерческих) структур для завершения конверсионных проектов. В самом тяжелом положении оказались те субъекты оборонного комплекса, которые проводили научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по военной тематике, занимались разработкой изделий. К этой категории предприятий относятся и Российские ядерные оружейные лаборатории, в том числе и РФЯЦ-ВНИИТФ. Подобные предприятия являются по сути затратными. В отсутствии государственной поддержки, очевидно, что такие структуры не могут выжить в рыночных условиях, надеясь только на договоры с заказчиками, которые не могут на постоянной основе обеспечить занятость всего коллектива предприятия. В этих условиях наиболее эффективной схемой выхода на рынок является так называемый трансферт (или коммерциализация) технологий двойного использования.

Наиболее эффективной схемой действий явилось предложение рынку малозатратных (относительно) проектов, разработка которых уже была проведена ранее во время работ по военной тематике. В этом случае финансирование было необходимо только на доработку технологии до кондиции, необходимой для заказчика.

- Но для чего все же осуществляется конверсия? Иногда складывается впечатление, что она стала просто внутренней проблемой оружейных ядерных лабораторий...

- Конверсия настолько сложная и многогранная задача, что часто теряется из виду настоящая причина, из-за которой она предпринимается. Независимо от того, происходит конверсия в США или в России, целью конверсии, (как мне представляется), является сохранение местного сообщества и выживание экономической базы вокруг оборонных предприятий, и все действия, предпринимаемые под именем конверсии, должны служить этой цели. А в качестве результата желательно сделать минимальной социальную нестабильность при изменении стоящих перед научно-исследовательскими центрами (НИЦ) задач и объемов гособоронзаказа. В этом смысле, будут уместны следующие общие цели:

Во-первых, переориентация производственного потенциала НИЦ для того, чтобы сделать его совместимым с экономическими и политическими реалиями XXI века.

Во-вторых, создание стабильной, разнообразной экономической базы для сообществ и регионов вокруг НИЦ. Необходимо сделать открытыми городки и большинство производств, не работающих по военной тематике, а также адаптировать производственные мощности НИЦ в соответствии с природоохранным требованиям.

- Речь идет о так называемых ЗАТО — закрытых административно-территориальных образованиях?

- Именно. Необходимо помнить, что с момента создания ядерных оружейных лабораторий, в частности Арзамаса-16 и Челябинска-70 в конце 40-х — начале 50-х годов, они развивались и работали в среде централизованной плановой экономики, в которой отсутствовали конкуренция, эффективность и другие атрибуты рыночной системы цен.

Можно выделить следующие основные черты построения НИЦ, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО):

1. ЗАТО били местом жительства ведущих ученых ранней ядерной эры.

2. В настоящее время, ЗАТО являются микрокосмами с меняющейся экономической и социальной средой.

3. НИЦ являются градообразующими предприятиями и сильно влияют на окружающие их сообщества.

4. Политическая и экономическая жизнь ЗАТО определяется расположенными здесь научно-исследовательскими центрами.

5. В НИЦ сосредоточено большое количество высоко квалифицированных, в областях знаний, связанных с разработкой и производством ядерного оружия, ученых и специалистов, в то же время их уровень компетенции в общественных науках крайне низок.

6. НИЦ ведут замкнутое научное существование при недостатке объективного общенаучного и академического рассмотрения полученных результатов.

7. НИЦ страдают от укоренившихся бюрократических интересов.

8. НИЦ привыкли получать финансирование по единой большой государственной программе — конструирования и производства ядерного оружия, которая до недавнего времени финансировалась с такой щедростью, что позволяла другим, неядерным областям исследований и разработок функционировать в среде финансирования, в которой затраты покрывались фондами ядерных программ.

- Все это факторы, по всей видимости, затрудняющие конверсию?

- Несомненно. Кроме того, необходимо отметить несколько моментов, которые делают усилия в области конверсии в России более трудными, чем в США или развитых в военном отношении странах Европы. Прежде всего, возможности национальной экономики, которая переживает период реформ и изменений, намного более ограничены в России. Нестабильность российской экономики усложняет обычные рыночные операции, что неблагоприятно сказывается на возможности планировать конверсию. Политическая нестабильность в России делает предназначение и будущее НИЦ особенно неопределенным, что также затрудняет планирование конверсии.

Уровни зарплат инженеров и ученых НИЦ остаются ниже средних уровней зарплат по экономике России в целом, не говоря уже об оплате труда в аналогичных центрах в США и в Европе. Это создает "разницу давлений", весьма опасную.

- Как же решаются кадровые проблемы конверсионной деятельности? Какие тут возникают проблемы?

- Стратегия кадрового обеспечения должна основываться на анализе и определении закономерностей динамики профессионально-квалификационной структуры кадров, прогнозировании общей потребности в работниках конкретных профессий и специальностей, в том числе и совершенно новых (менеджеров-руководителей конверсионных проектов, специалистов по рекламе и маркетингу, специалистов в сфере стратегического управления и т.д.).

Реализация этой стратегии должна обеспечить необходимую трансформацию структуры кадров, адекватную общей стратегии конверсии.

Наибольшие трудности, как показывает опыт практической конверсии, связаны с кадровым обеспечением конверсионных проектных структур и коммерческих предприятий, создаваемых с участием оборонных предприятий.

Узловые пункты этой проблемы состоят в следующем:

1. Отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров конверсионных проектов, имеющих соответствующую подготовку и опыт практической деятельности.

2. Руководители основных подразделений предприятий "держатся" за сильных высококвалифицированных специалистов, справедливо связывая их уход со значительным понижением возможностей своего подразделения в оборонной сфере деятельности.

3. Высококвалифицированные специалисты не соглашаются на очень привлекательные предложения по конверсионной тематике в связи с тем, что предлагаемая им работа является, чаще всего, разовой, т.е. их знания и квалификация могут быть востребованы в течение непродолжительного отрезка времени.

4. Руководители проектных структур и коммерческих предприятий, имея возможность самостоятельно формировать коллектив, стремятся привлечь лучших работников оборонных предприятий, предлагая более высокий уровень оплаты труда и другие привлекательные условия работы.

5. Учитывая неудачный опыт многих конверсионных начинаний, специалисты с большим скепсисом смотрят на перспективы этой деятельности.

6. Психологический фактор: многие высококвалифицированные специалисты хотели бы принять приглашения руководителей конверсионных проектов, но боятся потерять надежное место работы, где их уже оценили, а также не уверены, что процесс конверсии не будет остановлен "сверху" и все не вернется на "круги своя".

7. В последние годы все большее количество высококвалифицированных специалистов участвуют в работах, которые финансируют международные организации (например, проекты по линии Международного научно-технического центра — МНТЦ). С одной стороны, они отвлекаются от работ по основной тематике, а с другой, возникают новые проблемы.

- Какие именно?

- Целый букет. Начнем с того, что результаты работ больших коллективов специалистов оборонных предприятий, на выполнение которых были затрачены годы, а иногда и десятилетия, присваиваются небольшими группами людей, участвующих в проектах.

Стоимость работ, выполняемых по проектам МНТЦ в России, значительно меньше, чем в случае, если бы эти работы были выполнены в США или странах Западной Европы.

Работы по проектам в основном выполняются в рабочее время и наряду с получением грантов все участники проектов получают зарплату из средств, выделенных на выполнение государственного оборонного заказа.

Часть работ по основной тематике перекладывается на плечи сотрудников, не участвующих в выполнении работ по проектам, что вызывает социальную напряженность в трудовых коллективах.

Наконец, результаты выполненных по проектам работ, как правило, не вносят вклад в создание конверсионной продукции, новых рабочих мест и т.д.

- И каковы пути решения проблемы кадрового обеспечения конверсии?

- Во-первых, привлечение специалистов оборонных предприятий к участию в конверсионных проектах должно осуществляться на условиях совместительства и подряда без прерывания связи с основным местом работы и оборонным направлением деятельности по этому месту работы. Работы должны осуществляться в нерабочее время или за счет части рабочего времени по основному месту работы на основе неполной занятости.

Во-вторых, необходимо предусмотреть предоставление сотрудникам оборонных предприятий долговременного неоплачиваемого отпуска (1-2 года), с возможностью использовать материально-техническую базу предприятия, для работы над конкретными проектами. По истечении этого времени они должны принять решение, или они остаются работать на предприятии, или увольняются и создают собственное дело.

Возможны варианты объединения специалистов в специализированные конверсионные подразделения в рамках предприятия, создание самостоятельных коммерческих предприятий с участием оборонного предприятия (дочерние предприятия, ОАО, ЗАО и т.д.) или без такого участия. Наряду с этим, кадровая служба должна обеспечить организацию многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров средней квалификации в отношении дефицитных профессий, поиск и привлечение со стороны высококвалифицированных научно-инженерных кадров необходимых специальностей, отбор, обучение, подготовку и переподготовку необходимого количества менеджеров — руководителей проектов и коммерческих предприятий.

Другая важная задача кадровой службы — планомерная подготовка к массовому оттоку высококвалифицированных специалистов, участвующих в реализации конверсионных проектов, с оборонного направления деятельности в конверсионное. Это неизбежно произойдет по мере "вызревания" конверсионных направлений, так как не представляется реальным в ближайшее время на финансируемом из бюджета конверсионном направлении деятельности создать столь же привлекательные условия оплаты труда и реализации частного права собственности на разработку, как в успешно функционирующих структурах рыночного типа. Эта планомерная подготовка для кадровой службы оборонного предприятия должна состоять в обеспечении преемственности и подготовке адекватной кадровой замены в оборонном направлении деятельности. Цена ошибки здесь может быть очень велика: имеется реальная опасность утратить накопленныйза многие годы уникальный интеллектуальный потенциал и способность осуществления работ в крайне важном для обороноспособности страны специальном направлении деятельности предприятий ВПК.

Причем такая тенденция уже прослеживается. Высококвалифицированные специалисты, достигая пенсионного возраста, покидают предприятие, которому отданы многие годы, не передав накопленный опыт и навыки работы молодой смене, в связи с тем, что в последние годы, по разным объективным причинам, резко сократился приток молодых специалистов и рабочих на предприятия ВПК.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить