Роман Лейбов: «Рунет? Это фикция…»

Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" Роман Лейбов — известный сетевой писатель, критик, обозреватель и теоретик. Родился Роман в Киеве в 1963 г. В 1980-м поступил в Тартуский университет. Филолог-русист, литературовед. PhD (2000). Сфера интересов — русская литература 19 в., Тютчев, Достоевский, война 1812 г., интернет и как с ним бороться. Редактор раздела NetКультура "Русского журнала". Куратор гуманитарного портала Ruthenia.ru.

- Начнем с философского вопроса, который, однако, имеет практическое значение для ищущих путей самоидентификации. Что такое Рунет? Сумма серверов и кабелей? Среда обитания? Сегмент мировой сети? Или нечто другое?

- Рунет — это фикция. С этого положения надо начинать, если мы хотим быть честными. Мнимое национальное образование, которого нету. Не говоря об омерзительности слова, бесспорно для любого человека с минимальным лингвистическим чутьем, подразумеваемое явление — национальная сеть — довольно сомнительно. А сеть вообще — это сообщество людей, наподобие Просвещения, которое тоже не было суммой бумажных изданий. У этих людей чуть сдвинуто сознание, и никто пока не знает, кто из них будет Руссо, а кто — Вольтер, и что из всего этого получится.

- Если сейчас писать историю Рунета (да и пишут), то с какой даты следует начинать? И есть ли уже общепризнанная периодизация?

- Недавно в Эстонии праздновали десятилетие интернета. Это — тоже чистая фикция, поскольку в Эстонии интернет появился в 1991. Тогда же, когда и в СССР вообще. Есть летопись Горного — по ней и надо часы сверять.

- Легендарные личности Рунета, проекты, события? Для Вас это — ?

-Тоже фикция. Нафталин. Маленькая история для маленьких людей. По-моему, нормальный человек в этих терминах о культуре думать не может.
Что-то у меня все одни фикции...

- Когда Вы лично поняли, что окончательно стали сетевым жителем? И как с этим
боролись?

-Я пока этого не понял. Я понял года четыре назад, что это — профессия. Бороться с этим не было резону, потому что это стало заработком.

- Роман, Вы не просто сетевой писатель, но — автор первого гипертекстуального интернактивного сетевого романа, который и называется, конечно, просто "Роман". Расскажите об истории создания этого... текста?

- Он назывался не так. Его название надо писать латинскими буквами — pomah. Ну, просто когда появился гипертекст, то стало очевидно, что возможности традиционной литературы, которые она так долго не могла освоить, теперь технически осваиваемы. И захотелось с этой потенцией поиграть. Вышло как вышло — мне меньше всего охота делать из этого памятник себе. Помер — и помер. Проехали.

- Какое влияние оказывает Сеть на традиционную литературу (если оказывает)? И чего можно ожидать в будущем?

- Влияние огромное. В основном, оно касается не приемов и техники письма, а прагматики, социального бытования. Теперь всякую ничтожную денежкину с ничтожной прозы.ру придется учитывать, и это правильно. Потому что пафос культуры вообще — Deus Conservat Omnia.

- Все-таки, сетература — разновидность "обычной" литературы или же явление принципиально новое? В таком случае, в чем принципиальная новизна?

- Пока рано об этом говорить, думаю. Все же прошло очень мало времени. Вообще, нам всем надо понять, что времени покуда мало прошло для подведения итогов. Все культовые персонажи русского интернета (как и культовые персонажи русской политики, например, и литературы) — это дети брежневской эпохи... ну, ладно — та же денежкина — горбачевской. Подождать надо.

- А можно ли говорить о серьезном влиянии Сети на язык (например, на русский язык, раз мы говорим о Рунете)?

- Да. Сеть фиксирует речевые процессы, на которые иначе лингвисты бы просто не обратили внимания. Мне приходилось писать о том, что в Сети оказалась зафиксированной и получила исключительное развитие разговорная письменная речь. Пожалуй, последний аналог этого явления — новгородские берестяные грамоты, которые тоже были чем-то вроде мобильников для новгородцев.

- Представим себе, что во времена Пушкина был бы Интернет. Был ли бы тогда Пушкин?

- Пушкин — это такой эксцесс, вроде Тунгусского метеорита. Он зависит от каких-то движений небесных сфер и совершенно не имеет отношения к текущему моменту и его техническим параметрам. Он был бы всегда. То, что реальный Пушкин так прекрасно совпал с запросами нашей русской культуры — это большая радость и гордость для нашей культуры и для нас. Но к Пушкину как явлению астрономическому не имеет прямого отношения. Он мог бы существовать в любое время, мы бы о нем, например, не узнали — это была бы наша проблема, как теперь выражаются.
В 20 веке тоже было несколько таких небесных явлений, замечательно совпавших с тенденциями культуры, но равного Пушкину не было ни одного.
А есть ли среди нас Пушкин — это мы поглядим, пока не видать.

- Расскажите о своих проектах, которыми сейчас занимаетесь. И о тех, которыми только думаете заняться?

- Основной мой проект — Ruthenia.Ru. Основная задача — организация
гибкой среды профессионального общения. Ключевое слово — webblog.

- И напоследок такой вопрос. Помимо прочих проектов, Вами со товарищи была создана, как Вы сами признавались однажды, "под горячую руку", Вокально-Инструментально-Аналитическая Интернет Академия "Поющие сердца" им. Эдиты Пьехи — для продвижения инновационных идей и содействия просвещению в электрической области... Достигнуты ли заявленные цели?

- Нет. Академики оказались лентяями и сибаритами, тяготеющими к
почиванию на сомнительных лаврах. Поэтому пришлось академию прикрыть.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить