США: лунная загадка полувековой давности не дает покоя ученым

Таинственная вспышка на Луне, зарегистрированная еще полвека назад, продолжает будоражить умы ученых. Если ее причиной стало падение крупного астероида, то такого рода столкновения с Луной (и с Землей) могут происходить гораздо чаще, чем предполагалось ранее.

В 1953 году астроном-любитель Леон Стюарт (Leon Stuart) сделал снимок Луны, на котором было запечатлено светлое пятно в центральной части ее видимой поверхности. Яркость вспышки соответствовала выделению энергии, эквивалентному взрыву мощностью около пятисот килотонн.

По мнению астронома Бонни Буратти (Bonnie Buratti) из Лаборатории реактивного движения (JPL) НАСА в Пасадене, новые данные позволяют предположить, что причиной вспышки могло стать падение на Луну астероида примерно 20 м в диаметре. Если г-жа Буратти права, это может означать, что столкновения астероидов подобного размера с Луной (и с Землей) могут происходить гораздо чаще, чем предполагалось ранее: приблизительно раз в 500 лет с Луной и раз в 30 лет — с Землей.

Образовавшийся при падении гипотетического астероида кратер слишком мал, чтобы его можно было различить с Земли. Однако, по словам г-жи Буратти, на снимках, сделанных автоматической станцией "Клементина" (Clementine) с окололунной орбиты в 1994 году, удалось обнаружить "свежий" кратер ударного происхождения — и как раз в том районе, где полвека тому назад Леон Стюарт обнаружил вспышку. Выбросы более светлого вещества покрывают территорию размером 1,5 км в поперечнике, а их цвет свидетельствует о том, что кратер этот еще весьма молод.

Тем не менее, ряд ученых продолжает утверждать, что на снимке Стюарта зафиксирован не падающий на Луну астероид, а так называемый "стационарный метеор" - относительно редкое явление, заключающееся в том, что траектория движения метеора направлена по оси зрения наблюдателя, так что он видит лишь вспышку на небе. Возможно, резюмируют скептики, на снимке Стюарта такой метеор лишь случайно спроецировался на изображение диска Луны на заднем плане. Несмотря на то, что подобные стационарные метеоры наблюдаются нечасто, все же случаются они гораздо чаще, чем падения крупных астероидов на Луну. К тому же, по словам оппонентов Буратти, наличие "молодого" кратера на Луне тоже мало что значит — у нас нет критериев, позволяющих определить истинный его возраст. Возможно, "молодому" кратеру 20 млн. лет, и он лишь относительно моложе других.

Бонни Буратти подобные сомнения отвергает. По ее словам, Стюарт был весьма опытным наблюдателем. На его снимке, сделанном с экспозицией в одну вторую секунды, нет каких-либо признаков движения камеры, да и сама вспышка произошла в той области Луны, которая обращена по ходу движения планеты и на которой из-за этого падения метеоритов наиболее вероятны. Обнаружение на снимках "Клементины" молодого кратера в районе, указанном Стюартом, считает она — подтверждение правоты астронома, 50 лет назад сфотографировавшего Луну в момент появления на ней нового кратера.

СNews