Астероид-убийца уже летит к Земле?

"Теперь мы начинаем осознавать, что живем в мире, который представляет собой настоящий тир. До сих пор человечеству везло". Так высказался вице-президент научного общества "За популяризацию астрономии" Робин Скагелл, добавляя, что только с появлением последнего поколения телескопов астрономы начали понимать, сколь загрязнено пространство "маленькими" метеоритами и астероидами, каждый из которых может смести с лица Земли крупный город. Например, не так давно едва разминулся с нашей планетой метеорит, получивший название "2000YA" - его отделяло от нас всего 800 000 километров, ничтожное по астрономическим меркам расстояние. Метеорит двигался со скоростью, превышающей 36 км/с.

Если бы он угодил, например, в Лондон, то, по утверждению Скагелла, "центральная часть города превратилась бы в кашу". А ведь пролетают метеориты и покрупнее.

Недавно (а именно — 27 декабря 2002 года) газета "Правда Украины" опубликовала сенсационный материал, который в предновогодней суете остался незамеченным. Газета утверждает, что к Земле движется метеорит "Восьмерка" (так он назван из-за своей формы), который должен столкнуться с нашей планетой не когда-нибудь в отдаленном будущем, а 25 января 2003 года! "Небывало жаркие споры разразились на уровне руководителей и ученых крупнейших стран, — сообщает газета. — Пожалуй, такого мировая практика еще не знала. Впервые разработки астрофизиков вынесли на свои обсуждения парламентарии стран Центральной Европы. Причиной тому — гигантский метеорит, размерами в сотни раз превосходящий знаменитый Тунгусский, который 25 января 2003 года может упасть на Землю и, по самым оптимистическим прогнозам, сравнять с землей территорию в несколько тысяч квадратных километров".

Газета приводит слова руководителя Бостонского Центра космических исследований и наблюдений Герберта Колиандра, который утверждает, что теперь в падении обнаруженного еще 4 года назад метеорита "можно даже не сомневаться". Вопрос обсуждался на прошедшем несколько месяцев назад в Варшаве саммите государств "большой семерки", где прозвучали предложения создать специальную группу для предотвращения катастрофы. "Однако Парламентская Ассамблея при Совете Европы признала необоснованными столь поспешные действия", — сообщает "Правда Украины".

Одна из возможных точек падения "январского метеорита" - озеро Байкал, которое должно после этого превратиться "в еще один океан", что до сопутствующих климатических катаклизмов, то об этом не хочется даже говорить...

Купите на "Озоне"
  • Астероид
  • Астероид 517. Смирно! Стоять!
Как ни странно, нигде не удалось обнаружить ни малейших следов беспокойства по поводу надвигающегося катаклизма. Возможно, в газете допустили опечатку, и столкновение с небесным скитальцем грозит нам не в 2003-м, а, например, в 2013 или в 2113-м году. Принципиально это ничего не меняет — человечество пока не готово противостоять опасности с неба и, похоже, еще долго не будет готово. Ведь уже упомянутый небольшой метеорит "2000YA" обнаружили уже после того, как он пролетел мимо нашей планеты! После этого в Великобритании был опубликован доклад трех ученых, предупреждавших о том, что метеоритная угроза реальна. В докладе предлагалось создать всепланетную систему противометеоритной защиты.

Но 14 июня прошлого года астероид 2002 MN длиной около 100 метров пролетел мимо Земли на расстоянии 120 тысяч километров (это меньше чем треть расстояния от Земли до Луны). И его обнаружили только через три дня после того, как он едва не "коснулся" нашей планеты. Причина в том, что средств обнаружения таких "мелких" объектов у "космической стражи" до сих пор нет.

Метеоритная угроза — это действительно не миф, это вполне серьезно. Стоит вспомнить взрыв Тунгусского метеорита (1908 год), эквивалентный взрыву пятисот ядерных бомб. Хорошо, что он взорвался над сибирской тайгой! А если бы нет? Существует гипотеза, что динозавров погубил 5-километровый (в диаметре) астероид. На Земле обнаружены около сорока метеорных кратеров с диаметром более 20 километров, есть и покрупнее. Значит, столкновения с крупными небесными телами не раз происходили и... будут происходить.

"90% всех астероидов летают по орбите, которая находится между Марсом и Юпитером, — пишет известный журналист и исследователь Ярослав Голованов. — Там их сотни тысяч, если не миллионы. Большие, маленькие, по расчетам, у 17% наиболее крупных есть даже собственные крохотные спутники. (Это не считая примерно миллиарда комет, расположенных за пределами Солнечной системы. А ведь 20% опасных для Земли небесных тел — это как раз труднопрогнозируемые новые кометы.) Под влиянием сил притяжения планет Солнечной системы, расположение которых постоянно меняется, некоторые астероиды сходят со своей орбиты и сближаются с Землей. Сегодня считают, что таких 1000 — 1100. Определили, что из них примерно 400 имеют размеры около километра". Астрономы просчитали, что примерно 160 астероидов пересекают орбиту Земли, 125 из них называют "потенциально опасными". По другим данным, орбиту Земли пересекает около двух миллионов астероидов диаметром более 50 м.

Что же делать? Искать способы своевременного обнаружения астероидов-убийц и средства их уничтожения. Этим занимается, например, Фонд "Космический щит" в Снежинске — Федеральном ядерном центре России, в Европе существует международная организация "Космическая стража" ("Space Guard"), на правительственном уровне работа по космической защите поставлена в США. Воттолько о полной космической безопасности Земли говорить пока рано. Должна быть создана не только система обнаружения, но и наземно-космическая служба перехвата опасных объектов, а тут речь идет об астрономических суммах затрат. Это станет возможным лишь в том случае, если человечество объединит свои усилия для создания "космического зонтика" над своей головой. Между тем, вполне возможно, астероид-убийца уже летит к Земле, только мы до конца этого еще не осознали...