Красноярский «Мемориал»: вспомним все имена

Сегодня в гостях у "ПРАВДЫ.Ру" красноярец Алекей Бабий, один из "первостроителей" сибирской Сети, действительный член Российской академии Интернета, автор 8 книг и нескольких десятков публикаций по информационным технологиям. Член жюри всероссийских конкурсов Бизнес-Сайт-1999, Бизнес-Сайт-2000, член жюри Национальной Интернет Премии — 2000-2002, председатель номинационной комиссии "Персональная страница" Национальной Интернет Премии — 2001, член жюри 1-го Российского конкурса ресурсов в Интернете "Кино в Cети" на Приз Российской академии Интернета и Союза кинематографистов России; член жюри всероссийского конкурса сайтов "Россия в войне". В настоящее время Алексей Бабий — председатель красноярского общества "Мемориал" и считает эту свою работу главной. Корреспондент "ПРАВДЫ.Ру" Андрей Лубенский задал Алексею несколько вопросов.

- Алексей, Вас считают одним из "мастодонтов" Рунета — в том смысле, что Вы стояли у истоков, а время в сети течет быстро, 97-98 годы — уже чуть ли не "доисторическая" эпоха. Если сравнивать Рунет "в начале времен" и сейчас — какие различия бросаются в глаза?

- Я если и мастодонт, то регионального разлива. Я пришел в интернет, когда там были уже давно и широко известны Носик, Лебедев и другие, которые действительно — мастодонты. Но в Красноярске в то время, действительно, все сайты можно было пересчитать на пальцах одной руки. Если же сравнивать два Рунета - то главное: в интернет пришел обыватель, со всеми вытекающими последствиями, и хорошими и плохими. Хорошие — те, что интернет-проекты стали плохо ли, хорошо ли, но окупаться. Плохие — что интернет-проекты стали ориентироваться на этого самого обывателя. Я уже не говорю о том, как обыватель воспользовался интерактивными возможностями интернета.

- Расскажите о своей работе в первой редакции журнала "Internet.Ru". Как Вы туда попали, с кем работали, чему научились, в чем разочаровались, быть может?

- Попал я туда по глупости. Даже по нескольким. Первая глупость была — основать сайт, посвященный региональному интернету. Тогда (да и сейчас) столичный и региональный интернет существенно отличаются, и хотелось этот разрыв ликвидировать. Вторая глупость была — участвовать в лотерее на имя internet.ru (почему бы не воздвигнуть этот сайт на таком удачном и на тот момент свободном месте?). Когда мы неожиданно выиграли это имя и реально приступили к проекту, то увидели, что он стоит денег, которых у нас не было и организационных возможностей, коими мы не располагали. Поэтому пришлось делать региональный раздел в проекте компании port.ru. Научился я там двум вещам. Во-первых, увидел изнутри работу очень серьезной компании, что само по себе немало. Во-вторых, в общении с Андреем Себрантом (тогдашним главным редактором) уяснил для себя многое в интернет-журналистике. Андрей очень требовательный, но при этом очень доброжелательный. Редкое и очень ценное сочетание.
Разочаровался — в самой идее регионального интернета, и особенно в реализации соответствующего интернет-ресурса. Что на самом деле хорошо, поскольку силы направил на более полезные и интересные задачи.

- Если бы существовало звание "Почетный сайтостроитель Красноярского края", то, без сомнений, Вы были бы одним из первых, кого представили бы к присвоению такого звания. Создание сайтов — это хобби или бизнес?

- Создание сайтов и хобби и бизнес, и в любом случае творчество. Как, собственно, любая любимая работа. Но мне всегда было интересно решать человеческие проблемы техническими средствами. Вот, например, сайт "Красноярские столбы" - попытка создания гигантского мозаичного интерактивного полотна об уникальном природном и социокультурном явлении. На первом уровне это архив, на втором — справочник, а на третьем — художественное произведение, которое делается средствами, которыми раньше художественные произведения не создавались — а именно лидами, ведущими на те или иные материалы, мультимедийными вставками и т.д. И эта художественная задача выполняется успешно — люди, даже не бывавшие на Столбах, на сайте вдруг проникаются духом столбизма!

- Помимо бизнеса, Вы занимаетесь и общественной деятельностью, возглавляя, в частности, Красноярское общество "Мемориал". Расскажите подробнее об этой стороне своей деятельности.

- Да я, собственно, бизнесом года два уже не занимаюсь, потому что "Мемориал" вкупе с "Возвращенными именами" (не говоря уже о "Столбах") стали занимать все время. Мой партнер, Максим Стефин, кстати, отнесся к этому с пониманием. Что же касается мемориальской работы, то она делится на несколько блоков.
Первый — увековечение памяти жертв политических репрессий. Тут и закладной камень, который мы установили в Красноярске, и мартиролог в интернете на 45 000 красноярцев, а сейчас совместно с администрацией Красноярского края готовим первый том Книги памяти. Кроме того, мы являемся координационным центром по Сибири и Дальнему Востоку и техническим центром в проекте "Возвращенные имена" - Едином Банке данных обо всех репрессированных в СССР (да, именно так, ни больше, ни меньше!)
Второй — юридическая и социальная помощь репрессированным. За прошлый год 54 человека благодаря нашей помощи получили реабилитацию, а 14 — компенсацию за конфискованное имущество.
Третий — просветительская работа. Мы плотно работаем с учителями и школьниками, читаем лекции в школах, организовываем для них выставки (в том числе и передвижные), открыли читальный зал, организуем участие красноярских школьников во всероссийском конкурсе "Человек в истории. Россия. ХХ век".
Четвертый — исследовательская работа, экспедиции. Исследуем лагеря Красноярского края, бывали и на легендарной Колыме.
В общем, работы много. С ее результатами лучше всего познакомиться на нашем сайте. Кстати, он ведется одновременно на трех языках — русском, немецком, английском.

- Сайт Красноярского "Мемориала" пользуется довольно большой популярностью, хотя, в общем, это специализированный ресурс. Чем, в таком случае, можно объяснить большое количество посетителей?

- Тема специализированная, но волнует многих. Меня больше всего поразил один американец, который прочел сайт "от корки до корки" (а там больше 3000 документов), причем, плохо зная язык, нанял специально переводчика. Потом он прислал множество весьма дельных замечаний. А, кроме того, многие ищут своих родственников, сгинувших во время репрессий. Мы помогаем найти сведения о них.

- С какими вопросами к Вам обращаются чаще всего? Удается ли реально помочь людям, например, найти следы репрессированных родственников?

- Чаще всего, действительно, просят помочь найти сведения о родственниках. Нередко мы их находим прямо в красноярских архивах. А в других случаях советуем, куда и как обратиться. Кстати, нередко отыскиваются не только репрессированные родственники. Самый поразительный случай — это история русско-японской семьи, которая "потерялась" в Харбине в 1945 г., и только в 2003 году, благодаря нашему сайту, японцы смогли найти родственников в Красноярске ( http://www.memorial.krsk.ru/Public/00/20030924.htm )

- В свое время много шума наделал цикл Ваших статей, позже объединенных под общим названием "Из Павлов в Савлы". Вы действительно разочаровались в интернете и считаете, что он, возможно, способен принести больше вреда, чем пользы?

- Не то, чтобы я разочаровался в интернете. Интернет — это всего лишь средство. Можно ли разочароваться в топоре? А ведь им можно и человека укокошить, и вытесать произведение искусства. Я разочаровался в людях, которые этот интернет используют. Но, конечно, некоторые нормы, принятые в интернете (например, анонимность) вызывают у меня отвращение. А также то, что он многократно увеличивает для обывателя возможности хамски влезать в твою жизнь. И вот этот обыватель, от которого в обычной жизни можно отгородиться, быстро пробежав от работы до дома, выключив телевизор и не читая газет, нагло лезет тебе в окно почтовой программы или сует свои развязные баннеры на сайтах. Я уже не говорю о вирусописателях и хакерах.

- И все же интернет не отпускает... Чем Вы заняты сейчас?

Собственно, я об этом уже выше говорил. Осталось только URL-ы привести. "Красноярские столбы" (stolby.ru) , "Возвращенные имена" (vi.krsk.ru) и "Красноярское общество МЕМОРИАЛ" (memorial.krsk.ru). Ну и плюс персональный сайт ППСС (alex.krsk.ru) — но это уже между делом.

Обсудить