Открытие лаборатории биопечати

Биопринтер сможет напечатать любой орган

Можно ли распечатать на принтере что-то живое, состоящее из клеток, - ткань, орган или даже биоробота? Сейчас с уверенностью можно сказать: да, такое возможно. И доказательством тому служит открытие в Москве 6 сентября нынешнего года частной биотехнологической лаборатории "3Д Биопринтинг Солюшенс", которая как раз и занимается подобной биопечатью.

Любопытно, что соинвестором "3Д Биопринтинг Солюшенс" является компания ИНВИТРО, известная своим интересом к самым последним достижениям медико-биологических технологий. В этой уникальной лаборатории (она, кстати, является первым частным биотехнологическим предприятием в России) будут создаваться методики и осуществляться трехмерная биопечать тканей и органов человека на вышеупомянутом 3D-биопринтере. Следует заметить, что сейчас подобное направление является одним из самых современных в медицине и биоинженерии.

Читайте также: Пистолет в 3D сможет иметь каждый

На торжественном открытии лаборатории присутствовала директор по медицинским программам Инновационного центра Сколково Гелена Лифшиц. Она отметила, что в данном случае переход от идеи создания такой лаборатории к ее воплощению совершился неожиданно быстро:"Я помню, какое удивление и восхищение вызвал у меня осмотр в 2010 году биотехнологических лабораторий компании Organovo в США, которые тогда опробовали революционные технологии биопечати. Тогда же родилась идея создать такую же лабораторию у нас в России. И, к моему еще большему удивлению, все это произошло весьма быстро".

Но как же происходит эта самая биопечать и процесс формирования искусственных органов в 3D-биопринтере? Об этом корреспонденту "Правды. Ру" рассказал научный руководитель лаборатории "3Д Биопринтинг Солюшенс" профессор Владимир Миронов, который был одним из тех ученых, кто стоял у истоков создания данной технологии:

"С чего все начиналось? Когда-то я работал на кафедре анатомии и клеточной биологии медицинского факультета университета Южной Каролины (США). У нас там был профессор Бобби Томпсон, который изучал пролиферацию, то есть разрастание живой ткани в процессе деление клеток в сердце цыпленка. Напомню, что оно представляет собой что-то вроде трубочки. И вот Томпсон предположил, что на то, как идет пролиферация, может влиять кривизна. Поэтому он разрезал сердце цыпленка на отдельные колечки, вывернул их и потом опять насадил на полиэтиленовую трубку.

И что вы думаете — через два-три дня эти колечки опять слились в единую структуру! Более того, они вновь стали согласованно биться в едином ритме — словно бы сердце и не разрезали до этого. Когда я увидел это, то понял, что тут есть что-то интересное. В тот же самый день я изолировал маленькие фрагменты эмбриональной ткани, положил их в коллагеновый гидрогель в виде кольца — и они тоже слились. Потом я сделал второй, третий слой и т. д. — и все опять сливалось, получалась уже трехмерная трубочка.

Надобно заметить, что первый эксперимент я делал вручную, и на него у меня ушло около восьми часов, это, как вы понимаете, очень долго. Тогда я стал думать о том, как сделать это при помощи робота, чтобы, во-первых, ускорить процесс, а, во-вторых, стандартизировать размеры этой структуры. И так постепенно и родилось то, что теперь называется биопечатью.

Любопытно, что я уже потом, когда литературу посмотрел, выяснил — само явление слияния эмбриональных клеток было открыто достаточно давно, еще в XIX столетии. Немецкий профессор Август Борн наблюдал это больше ста лет тому назад, когда экспериментировал с клетками головастиков — он разъединил их ткани на части, но стоило ему ненадолго уйти, а потом вернуться, как он обнаружил, что ткани вновь срослись. А в 1907 году другой ученый, Питер фон Вильсон поставил интересный опыт с морскими губками — он пропустил их сквозь сито, потом сложил все фрагменты их тел рядом, и они опять слились.

Как видите, феномен был открыт давно, однако потребовалось сто лет, что бы выяснить его механизм. Ну и, конечно же, за это время были открыты молекулярные механизмы такого слияния — в частности, особые клеточные рецепторы, которые помогают клеткам сцепиться. Ну, а мы восстановили все этапы такого слияния, то есть выяснили, что сначала из клеток получаются сфероиды (шарики из 2-10 тысяч клеток, которые контактируют друг с другом), потом они сливаются в пространстве, образуя трехмерные структуры. И вот когда мы все это поняли, то сразу же стало ясно, как можно использовать данное явление для создания искусственных органов, то есть для той самой биопечати.

Итак, какова же основа нашей методики? Мы выяснили, что если взять тканевые шарики, те самые сфероиды, и поместить их последовательно в слои гидрогеля, толщина которого равна диаметру сфероида, то эти сфероиды сливаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Сам гель потом деградирует и образуется трехмерная структура. При этом в процессе создания она, во-первых, уплотняется, а, во вторых, не наблюдается клеточной миграции из одного сфероида в другой при слиянии. Это очень важно, поскольку подобное позволяет создавать заданный орган по заранее рассчитанному для него "лекалу", а если бы клетки мигрировали, то это было бы невозможно.